Пятница
22-Сен-2017
03:41
Приветствую Вас Гость
RSS
 
ГБДОУ детский сад № 130 Невского района Санкт-Петербурга
Главная Регистрация Вход
Образование »

Меню сайта

Важные ссылки
  • Комитет по образованию 
  • Министерство образования и науки
  •  Российское образование
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Стастистика

    2014-2016

    Основная образовательная программа дошкольного образования

     

    ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

    1. Пояснительная записка

    Основная образовательная программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17октября 2013 года №1155).» Содержание Программы выстроено на основе примерной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.

    1.1. Цели и задачи реализации Программы

    Ведущие цели Программы — создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических, физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, формирование предпосылок к учебной деятельности, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника. Особое внимание в Программе уделяется развитию личности ребенка, сохранению и укреплению здоровья детей, а также воспитанию у дошкольников таких качеств, как патриотизм, активная жизненная позиция, творческий подход в решении различных жизненных ситуаций, уважение к традиционным ценностям. Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, двигательной, самообслуживание и элементы бытового труда, познавательно- исследовательской, изобразительной, конструирование из различных материалов, музыкальной, восприятие художественной литературы.

    Для достижения целей Программы первостепенное значение имеют:

    • забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;

    • создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;

    • максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;

    • творческая организация воспитательно-образовательного процесса;

    • вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;

    • уважительное отношение к результатам детского творчества;

    • единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи;

    • соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивающей отсутствие давления предметного обучения.

    Решение обозначенных в Программе целей и задач воспитания возможно только при систематической и целенаправленной поддержке педагогом различных форм детской активности и инициативы, начиная с первых дней пребывания ребенка в дошкольном образовательном учреждении.

    1.2 Принципы и подходы к формированию Программы

    Программа построена на основе:

    - культурно-исторического подхода (Л.С.Выготский) к развитию психики человека. В рамках этого подхода развитие определяется как «...процесс формирования человека или личности, совершающийся путем возникновения на каждой ступени новых качеств, специфических для человека, подготовленных всем предшествующим ходом развития, но не содержащихся в готовом виде на более ранних ступенях».

    - личностного подхода (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Л.И.Божович, Д.Б.Эльконин, А.В.Запорожец) к проблеме развития психики ребенка. В дошкольном возрасте социальные мотивы поведения развиты еще слабо, а потому в этот возрастной период деятельность мотивируется в основном непосредственными мотивами. Исходя из этого, предлагаемая ребенку деятельность должна быть для него осмысленной, только в этом случае она будет оказывать на него развивающее воздействие.

    - деятельностного подхода (А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин, А.В.Запорожец, В.В.Давыдов) к проблеме развития психики ребенка. В рамках деятельностного подхода деятельность наравне с обучением рассматривается как движущая сила психического развития. В каждом возрасте существует своя ведущая деятельность, внутри которой возникают новые виды деятельности, развиваются (перестраиваются) психические процессы и возникают личностные новообразования.

    В Программе на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности, что соответствует современным научным концепциям дошкольного воспитания о признании самоценности дошкольного периода детства.

    Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и компетенций.

    Программа строится на принципе культуросообразности. Реализация этого принципа обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполняет недостатки духовно-нравственного и эмоционального воспитания. Образование рассматривается как процесс приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры (знание, мораль, искусство, труд), русской народной культуры, истории и традициям Санкт-Петербурга.

    Содержание Программы включает совокупность образовательных областей: физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

    Основная образовательная программа:

     соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;

     сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание Программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики);

     соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяя решать поставленные цели и задачи при использовании разумного «минимума» материала);

     обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие качества, которые являются ключевыми в развитии дошкольников;

     строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;

     основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;

     предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

     предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра;

     допускает варьирование образовательного процесса в зависимости от региональных особенностей;

     строится с учетом соблюдения преемственности между всеми возрастными дошкольными группами и между детским садом и начальной школой.

    1.3 Значимые для разработки и реализации Программы характеристики

    Государственное дошкольное образовательное учреждение детский сад №130 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно- эстетическому развитию детей Невского района Санкт-Петербурга (ГБДОУ детский сад №130 Невского района Санкт-Петербурга) функционирует с 1990 года. Режим работы: 12 часов – с 7.00 до 19.00.

    В учреждении открыто 12 групп: 2 группы раннего возраста, 10 – дошкольного.

    Количество детей в учреждении – 300.

    Количество детей на протяжении многих лет остается стабильным. Нормативно- организационной основой развития детского сада являются: Конституция Российской Федерации, Конвенция о правах ребенка, Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки Российской Федерации от 17.10.2013г. №1155), указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, Стратегия развития системы образования Санкт-Петербурга 2011-2020гг «Петербургская школа 2020», Программа развития системы дошкольного образования Невского района Санкт- Петербурга «Петербургский детский сад – 2015», СанПин 2.4.1. 3049-13, др.

    Учреждение осуществляет деятельность на основании локальных нормативных актов:

    - Устав;

    - Правила внутреннего трудового распорядка;

    - Правила приема воспитанников в ДОУ;

    - Основная общеобразовательная программа ГБДОУ детского сада № 130 Невского района

    Санкт-Петербурга;

    - Программа развития ДОУ;

    - Годовой план работы;

    - Система образовательной работы в ДОУ, расписание деятельности с детьми в ДОУ;

    - Режимы пребывания ребенка в детском саду;

    - Штатное расписание;

    -  График работы сотрудников

    -  Должностные инструкции, определяющие обязанности сотрудников ДОУ;

    -  Инструкции по охране труда;

    -  Приказы заведующего ДОУ;

    -  Положение о педагогическом совете;

    -  Положение о родительском комитете;

    -  Положение об общем собрании коллектива;

    -  Положение о комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений;

    - Положение о защите персональных данных сотрудников и воспитанников;

    - Положение о сайте ДОУ;

    - Положение о стимулирующих выплатах;

    - Положение об информационной открытости;

    - Положение об организации работы по охране труда и безопасности жизнедеятельности;

    С детьми работают 27 квалифицированных педагогов, в том числе специалисты: учитель-логопед, педагог-психолог, музыкальные руководители, инструктор по физической культуре, педагог дополнительного образования по изодеятельности.  Педагогический состав укомплектован на 90 %.

                Уровень квалификации педагогических кадров: с высшей квалификационной категорией – 51,8% педагогов, с первой – 18,5%. Высшее образование имеют 42,9% педагогов, среднее профессиональное – 57,1%.

    Для обеспечения безопасности жизни и деятельности детей и сотрудников в ДОУ имеется:

    - охранная сигнализация,

    - «тревожная» кнопка вызова полиции,

    - противопожарная сигнализация;

    - при входе в здание установлена система «домофон»,

    - в утренние и вечерние часы работает дежурный администратор.

    Территория детского сада имеет ограждение. Калитки и ворота в течение дня закрываются.

    Все группы в ДОУ отремонтированы, приобретена новая мебель, обновляются игры, пособия, игрушки.

    В ДОУ есть физкультурный и музыкальный залы; методический, логопедический кабинеты, кабинет педагога-психолога; медицинский блок.

    Для развития игровой и двигательной активности детей на территории детского сада расположена спортивная площадка, оборудованная спортивными комплексами и игровые площадки с оборудованием. 

    Образовательный процесс ДОУ обеспечивается техническими средствами: магнитофоны, мультимедийное оборудование, телевизоры, музыкальные центры, фортепиано. ноутбук, аудио, видео материалы.

    Развивающая среда ДОУ представлена мини-музеями и гостиными:

    - с целью воспитания маленького петербуржца как театрального зрителя работает мини-музей «Театральная мозаика»;

    - знакомство детей с историей и культурой России проходит в мини – музее «В гостях у бабушки»;

    - Петербургская гостиная способствует нравственно-патриотическому воспитанию детей;

    - Зеленая гостиная направлена на развитие экологической культуры дошкольников;

    В ДОУ имеется библиотека для детей и родителей.

    В ГБДОУ уделяется большое внимание воспитанию безопасного поведения детей. В пространстве детского сада оформлен для детей уголок безопасности, где представлен наглядно-информационный тематический материал, памятки, рекомендации, презентации семейного опыта по формированию основ безопасности на дороге, улице, дома, в природе и др.

    В ДОУ созданы театральные мини-студии «Золотая рыбка», «Говорушка», способствующие художественно-творческому и коммуникативному развитию детей. Имеется костюмерная, представленная большим количеством разнообразных костюмов, театральных атрибутов, декораций, панно. Развитием художественных способностей детей занимается педагог дополнительного образования по изодеятельности.

    В дошкольном учреждении создаются условия для полноценного физического и психического развития детей: имеется оборудованный физкультурный зал, спортивная площадка, в группах оформлены физкультурные уголки для самостоятельной и совместной детской деятельности. С целью гармоничного развития  с детьми работает педагог-психолог; в адаптационный период проводится медико-психолого-педагогическая поддержка ребенка.

    В детском саду работает учитель-логопед, который занимается  коррекцией речи детей предшкольного возраста, проводит консультирование родителей и воспитателей по проблеме речевого развития дошкольников.

    Детский сад взаимодействует со школой и организациями культуры: библиотекой, домом культуры. Это способствует развитию сетевой формы реализации образовательной программы.

    Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей

     

     

    Группа

    Возраст

    Количество

    Мальчики/девочки

    Индивидуальные особенности

    Ранний возраст

    от 2-х до 3-х лет

    50

    26/24

     

    Дошкольный:

    Младший возраст

     

     

    от 3-х до 4-х лет

    53

    27/26

     

    Средний возраст

    от 4-х до 5 лет

    78

    38/40

     

    Старший возраст

    от 5 до 7 лет

    119

    55/64

    Индивидуальная работа с логопедом по коррекции речи

    (НПОЗ – 29 человек)

    Всего:

     

    300

    146/154

     

    (см. приложение 1)

    1.4. Планируемые результаты освоения Программы

    Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность) не позволяет требовать от ребенка дошкольного возраста достижения конкретных образовательных результатов и обусловливает необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.

    Целевые ориентиры дошкольного образования, представленные в ФГОС ДО, следует рассматривать как социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка. Это ориентир для педагогов и родителей, обозначающий направленность воспитательной деятельности взрослых.

    Целевые ориентиры образования в раннем возрасте:

    • Ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий.

    • Использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении; проявляет навыки опрятности.

    • Проявляет отрицательное отношение к грубости, жадности.

    • Соблюдает правила элементарной вежливости (самостоятельно или по напоминанию говорит «спасибо», «здравствуйте», «до свидания», «спокойной ночи» (в семье, в группе)); имеет первичные представления об элементарных правилах поведения в детском саду, дома, на улице и старается соблюдать их.

    • Владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек. Речь становится полноценным средством общения с другими детьми.

    • Стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого. Эмоционально откликается на игру, предложенную взрослым, принимает игровую задачу.

    • Проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им. Умеет играть рядом со сверстниками, не мешая им. Проявляет интерес к совместным играм небольшими группами.

    • Проявляет интерес к окружающему миру природы, с интересом участвует в сезонных наблюдениях.

    • Проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинок, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства.

    • С пониманием следит за действиями героев кукольного театра; проявляет желание участвовать в театрализованных и сюжетно-ролевых играх.

    • Проявляет интерес к продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование, аппликация).

    • У ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движений (бег, лазанье, перешагивание и пр.). С интересом участвует в подвижных играх с простым содержанием, несложными движениями.

    Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

    • Ребенок овладевает основными культурными средствами, способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.

    • Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.

    • Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, со-переживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты. Умеет выражать и отстаивать свою позицию по разным вопросам.

    • Способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительские функции в совместной деятельности.

    • Понимает, что все люди равны вне зависимости от их социального происхождения, этнической принадлежности, религиозных и других верований, их физических и психических особенностей.

    • Проявляет эмпатию по отношению к другим людям, готовность прийти на помощь тем, кто в этом нуждается.

    • Проявляет умение слышать других и стремление быть понятым другими.

    • Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации; умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам. Умеет распознавать различные ситуации и адекватно их оценивать.

    • Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.

    • У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.

    • Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и навыки личной гигиены.

    • Проявляет ответственность за начатое дело.

    • Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п.; способен к принятию собственных решений, опираясь на

    свои знания и умения в различных видах деятельности.

    • Открыт новому, то есть проявляет стремления к получению знаний, положительной мотивации к дальнейшему обучению в школе, институте.

    • Проявляет уважение к жизни (в различных ее формах) и заботу об окружающей среде.

    • Эмоционально отзывается на красоту окружающего мира, произведения народного и профессионального искусства (музыку, танцы, театральную деятельность, изобразительную деятельность и т. д.).

    • Проявляет патриотические чувства, ощущает гордость за свою страну, ее достижения, имеет представление о ее географическом разнообразии, многонациональности, важнейших исторических событиях.

    • Имеет первичные представления о себе, семье, традиционных семейных ценностях, включая традиционные гендерные ориентации, проявляет уважение к своему и противоположному полу.

    • Соблюдает элементарные общепринятые нормы, имеет первичные ценностные представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо»,

    стремится поступать хорошо; проявляет уважение к старшим и заботу о младших.

    • Имеет начальные представления о здоровом образе жизни. Воспринимает здоровый образ жизни как ценность.

    Реализация программы предполагает оценку индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития дошкольников, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).

    Методы педагогической диагностики:

    Беседа, наблюдение, анализ продуктов детской деятельности, диагностические ситуации, диагностические задания.

    Инструментарий для педагогической диагностики — карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка в ходе:

    • коммуникации со сверстниками и взрослыми (как меняются способы установления и поддержания контакта, принятия совместных решений, разрешения конфликтов, лидерства и пр.);

    • игровой деятельности;

    • познавательной деятельности (как идет развитие детских способностей, познавательной активности);

    • проектной деятельности (как идет развитие детской инициативности, ответственности и автономии, как развивается умение планировать и

    организовывать свою деятельность);

    • художественной деятельности;

    • физического развития.

    Результаты педагогической диагностики могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:

    1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);

    2) оптимизации работы с группой детей.

    Психологическая диагностика развития детей проводится педагогом – психологом. Цель данной диагностики – выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей. Результаты психологической диагностики используются:

    1. для решения задач психологического сопровождения;
    2. для проведения квалифицированной коррекции развития детей.


    ДАЛЕЕ

    Вход на сайт

    Поиск

    Календарь
    «  Сентябрь 2017  »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
        123
    45678910
    11121314151617
    18192021222324
    252627282930

    Архив записей